Продажи через мобильные мессенджеры

Сегодня каждый, кто собирается открывать свой бизнес в интернете, обязан знать: мобильные пользователи с большой вероятностью будут составлять огромную часть его целевой аудитории. Самый популярный способ угодить им — запустить сайт, а с ним и мобильную версию (с помощью конструктора MoAction это можно сделать за считанные минуты). Небольшой бизнес может обойтись без сайта и использовать в качестве площадки только соцсети. Но относительно недавно появилась и совершенно новая альтернатива: чат-боты — программы, способные самостоятельно продавать через диалог. Стоит ли овчинка выделки, или это всего лишь мимолётный тренд — рассказываем!

Чат-бот — это программа, которая с помощью интерфейса мессенджера ведёт диалог с пользователем, отвечает на его вопросы, а также предлагает ему различную информацию. К сегодняшнему дню репертуар программ заметно расширился, но об этом мы поговорим позже.

1

Ну а с появлением Telegram, а также Facebook Messenger Platform, боты в мессенджерах стали популярным явлением и приняли тот вид, в котором мы привыкли их наблюдать. Сегодня свои чат-боты есть в Telegram, WhatsApp, Slack, Skype, Viber, Facebook Messenger, ICQ и даже в Mail.Ru Агенте — в общем, практически в каждом мессенджере, и их число быстро растёт. Как и их возможности.

2

Новостные боты

В русском сегменте популярны чат-боты новостей НТВ, Медузы или, например, Лентача. Существуют и своеобразные агрегаторы вроде ботов «Новости RSS» или «Киоск. Новости России», которые присылают новости только указанных изданий и порталов, а также определённой тематики.

3

Представляют из себя агрегаторы знаний на определённую тематику. Очень полезны школьникам и студентам, так как могут заменить если не десятки книг, то хотя бы десятки программ — ведь можно собрать целую коллекцию шпаргалок в одном только Телеграме. Это и справочник по грамматике английского языка, и карманная История России, и краткие пересказы известной литературы и многое другое — всё, что необходимо на уроках и парах.

Боты-консультанты

По такому принципу, например, работает чат-бот Сбербанка. Он подсказывает местоположение ближайших банкоматов или отделений, нынешний курс, котировки золота, серебра и нефти и некоторую другую информацию.

Сервис каршеринга YouDrive тоже запустил своего бота в прошлом году. Бот может помочь завести машину или сориентировать, что делать в случае ДТП. Основатель сервиса сообщает, что после введения бота в эксплуатацию количество звонков в компанию снизилось на ⅔.

Игровые боты

Так, в Фейсбуке вы можете найти бота камень-ножницы-бумага, который, правда, едва ли способен увлечь вас надолго. Большое количество разных квиз-викторин тоже никого не удивит: концепция вопрос-ответ очень проста в реализации, но, тем не менее, это неплохой способ убить время. К такому относится, например, Викторина от Панды, которая проверит ваши знания в разных категориях.

Есть и более продвинутые версии: например, текстовые Гонки: вкладывая деньги в команду и автомобиль, вы строите карьеру гонщика, начиная от водителя УАЗа, а заканчивая пилотом Феррари. Есть даже мультиплеерные текстовые игры — вроде РПГ Битвы стартапов.

7
8
9

Ну и, конечно же, один из самых популярных сегментов, в котором задействованы чат-боты — это продажи. Даже в рамках этой категории у них много разновидностей. Это и сфера быстрых заказов: такси «Максим» предлагает заказать машину через Телеграм, а «Папа Джонс» — доставить пиццу.

Третья категория самая стандартная — здесь бот играет роль продавца-консультанта, а его использование схоже с посещением интернет-магазина. Например, один из самых популярных зарубежных чат-ботов — chatShopper для Facebook Messenger. Общаясь с пользователем, он предлагает найти подходящий товар из мира моды, и в каких местах его можно приобрести. Отечественный аналог — Epytom, он может разговаривать и на русском языке. Есть такой бот и у вышеупомянутых Aviasales — правда, только для Telegram. В отличие от бота для Slack, местный алгоритм предлагает не напоминает о самых «горячих» предложениях, а помогает посмотреть все доступные.

Преимущества чат-ботов

  • Ограниченный показ товара: чат-боты не способны вывести весь каталог магазина целиком, поэтому им приходится задавать вопросы и фильтровать ответы. Это упрощает поиск необходимого продукта, а также избавляет от момента «не знаю, что выбрать — хочу всё»: только конкретика, только хардкор.
  • Продажа через диалог: процесс покупки становится персонифицированным. При этом нет нужды куда-то ехать или дозваниваться до оператора колл-центра — достаточно окошка чата в вашем смартфоне.
  • Универсальность: запустив чат-бота в WhatsApp, вам будет несложно адаптировать его под Viber.

Недостатки

  • Недопонимание: клиенты могут попросту не понять, по какому принципу работают чат-боты. Потребуется какое-то время, чтобы пользователи привыкли к явлению и начали адаптироваться. Непонимание есть и со стороны разработчиков: некоторые используют управление через слова-триггеры (/start, /buy, /exit и т.д.), что может запутать клиента; другие хотят превратить чат-бота в полноценный интернет-магазин и ненароком перегружают интерфейс.
  • Отсутствие универсальности: чат-боты реализуемы не во всех бизнес-сферах. Клиенты некоторых сервисов предпочитают классические способы взаимодействия с магазинами. Такой позиции придерживается М-Видео: они считают, что клиентам удобнее позвонить на горячую линию, написать на почту или лично посетить магазин.
  • Недостаточная развитость: большинство чат-ботов построены на примитивном алгоритме — они вычисляют ключевые слова и предлагают пользователю варианты. Лишь немногие используют машинное обучение, но лишь единицы могут устанавливать логические связи, понимать интересы покупателей даже без ключевых слов и уж тем более понимать естественный язык. Грубо говоря, в свободной форме пообщаться с ботом не выйдет, вы всегда будете загнаны в рамки нескольких команд и ключевых слов.

«— Что мы хотим? — Чатботов! — Когда мы хотим их? — Извините, я не понимаю ваш запрос».

Несмотря на наличие очевидных недостатков, чат-ботам прочат крепкое место на рынке. Некоторые даже предполагают, что в перспективе они и вовсе смогут вытеснить все остальные каналы продаж. Но на данный момент технология только делает первые шаги, и чат-боты выступают скорее дополнительной платформой для бизнеса, нежели основной и единственной. С другой стороны, совмещать чат-боты и мобильный сайт — неплохая стратегия.

Программирование требует навыков такого же уровня, как оперирование людей скальпелем или конструирование космических кораблей. Далеко не каждый человек имеет способности к этому. Но мы живем цифровую эпоху, когда компьютер и гаджеты все теснее опутывают жизнь. В таких условиях на помощь могут прийти сервисы, которые позволяют создавать программы через интуитивно понятный интерфейс. Один из них — ManyBot. С его помощью любая домохозяйка сможет создать собственный бот для Телеграм.

Регистрация нового бота в системе

Для этого нужно произвести следующий алгоритм действий:

  • Открыть приложение «Telegram» или его веб-версию по адресу https://web.telegram.org/;
  • Набрать в строке поиска слово «ManyBot» и выбрать из результатов нужный;
  • Запустить бота, нажав на кнопку «Start»;
  • Указать язык интерфейса;
  • Нажать на кнопку «Добавить нового бота»;
  • Создать токен авторизации в сервисе @BotFather (можно найти через строку поиска).

Набрать там команду «/newbot», придумать название и ссылку на новый бот.

Система выдаст API, который нужно скопировать и перейти обратно к «ManyBot»;

  • Создать описание работы программы. С его помощью новые пользователи смогут понять, зачем ее устанавливать.

За более подробными сведениями обратитесь на Manybot.io на русском (адрес https://manybot.io/ru).

Дальнейшая настройка

Чтобы создать полноценного бота с помощью Telegram конструктора ботов, нужно детально отработать нюансы его работы. Для этого отправьте сообщение с текстом «/commands» и выберите один из следующих пунктов:

  • «Создать команду». Команда — это действия, в ответ на которые система будет выдавать некую информацию. В качестве примеров команд могут быть ключевые слова «Best_Music» или «Contacts»;
  • «Настроить гл. меню». По нажатию на этот пункт открывается панель настроек списка базовых команд, которые призваны облегчить работу пользователям.

Чтобы бот имел функционал RSS-канала, необходимо ввести сообщение «/autoposting» и указать ссылку на поток из «Вконтакте», «Твиттера» или «YouTube».

Пользователи, имевшие дело с работой данного конструктора, задаются вопросом, как убрать рекламу Manybot. Все программы, созданные с его помощью, получают специальную сопроводительную надпись. Избавиться от нее без навыков программирования невозможно.

Источники