Telegram-банкинг
Большинство действующих банковских ботов оперирует информационно-сервисными функциями. Например, официальный бот Сбербанка @SberbankBot позволяет узнать адреса ближайших отделений, банкоматов и партнеров бонусной программы, для этого нужно отправить боту свое местоположение. Также можно узнать актуальные котировки валют и драгметаллов, получить совет или получить информацию о банке, в том числе в видео-формате. Возможности идентификации, проведения финансовых и сервисных операций и даже обратной связи через мессенджер пока не предусмотрено.
Впрочем, такой набор функциональности типичен для большинства банковских ботов. Даже у инновационного Альфа-Банка официальный бот пока довольно скромный. Помимо тех же информационных опций, что и у Сбербанка, доступны информация по картам и депозитам (только ссылки на сайт) и поиск по сайту банка, а вот информации по скидкам для клиента банка нет. Чат-боты Промсвязьбанка, Райффайзенбанка, банка «Ак Барс» обладают примерно такой же, сугубо информационной, функциональностью.
Чуть интереснее мессенджер-сервис у банка «Русский Стандарт», который позиционирует своего бота как персонального финансового консультанта. Сервис не только оперативно предоставляет общие сведения о продуктах и услугах, но и оповещает клиента о состоянии его счетов, кредитов и совершенных операциях. После авторизации по номеру телефона клиент банка может узнать баланс счетов, получить детализацию последних операций по картам, выяснить дату и сумму платежа по кредиту. По-своему трактовал возможности мессенджеров Совкомбанк. Его «добрый робот» позволяет отправить онлайн-заявку на получение кредита, для этого нужно указать сумму, и отправить боту фотографию паспорта. Но ни в одном из официальных банковских ботов так и не удалось обнаружить возможности проводить финансовые операции.
Любопытно развивается ситуация у признанного инноватора Тинькофф Банка. Он в числе первых запустил бота, связанного с MoneyTalk — специализированным приложением для перевода с карты на карту. По всей видимости, логика отдельного приложения, как и новой маркетинговой концепции портала tinkoff.ru, в том, чтобы привлечь не только существующих клиентов, но и держателей карт других банков. Позднее была выпущена специальная русифицированная сборка клиента Telegram, в которой функциональность денежных переводов встроена непосредственно в чат мессенджера, а сам MoneyTalkBot, проработав четыре месяца, в начале апреля был «отправлен в отпуск на неопределенный срок». Похоже, что банк все же делает ставку на раскрутку собственного приложения.
В апреле появился еще один P2P-бот NaKa (название происходит от аббревиатуры фразы «НА КАрту»), с помощью которого пользователиTelegram могут переводить деньги с карты на карту любого российского банка. Сервис денежных переводов предоставляет Московский индустриальный банк, продвижение сервиса под самостоятельным брендом, как и в случае с Тинькофф Банком, видимо, задумано для массового охвата аудитории. Отличие в том, что @nakabot не привязан к использованию специального мобильного приложения и ориентирован на автономное использование в Telegram. Как рассказали «Б.О» в Банке, сейчас бот находится в тестовом режиме. Идет согласование безопасности сервиса с международными платежными системами, после чего NaKa будет официально выпущен на рынок.
Более активные и смелые платежные системы и финтех-проекты в части функциональности шагнули еще дальше. Так, боты Qiwi и Яндекс.Денег позволяют аутентифицировать клиента, после чего тот получает доступ к своему электронному кошельку, в том числе может совершать переводы и делать платежи. Выступая на конференции «Мир без посредников» Владимир Кольцов из QIWI поделился особенностями создания и продвижения чат-ботов на примере своего платежного бота. По его словам, с точки зрения продвижения наибольший эффект принес баннер в мобильном приложении Qiwi, который транслировался клиентам, у которых установлен Telegram. Привлеченные таким образом клиенты лучше конвертировались в пользователей бота и более активно использовали платежный функционал. Вероятно, этот опыт будет полезен банкам, которые решат продвигать свои сервисы в мессенджерах.
Довольно продвинутый бот у Рокетбанка — помимо доступа к платежной функциональности @rocketbank_bot задействует возможности так называемой inline-клавиатуры. Это позволяет маскировать уязвимые данные, что повышает безопасность использования сервиса и потому заслуживает внимания других участников рынка. Любопытна история появления этого бота: изначально он был написан командой разработчиков AngryDev, не имеющей отношения к Рокетбанку, на хакатоне Тинькофф Банка, причем он не снискал там особого признания. Уже позже на разработку обратили внимание в самом Рокетбанке и легитимизировали бота.
Еще более инновационные изыскания ведут проекты CopernicusGold (экспериментирует с платежной системой на базе блокчейна) и TalkBank, бот которого @TalkBankbot задуман как интеллектуальный финансовый помощник и даже личный консьерж. «Очевидно, что функции мессенджеров будут расширяться и использовать больше возможностей смартфонов, в том числе NFC, давая чат-ботам весь арсенал технологий, что есть у мобильных банков. Чат-боты, сочетая в себе функции справочной системы, службы поддержки и финансового советника, станут новым ключевым каналом взаимодействия, как когда-то им стали мобильные приложения. Но уже сейчас мы в TalkBank.io делаем ставку на боты как единственный канал коммуникации с клиентом, предоставляя ему полный доступ к управлению своими финансами прямо в мессенджере», — говорит Михаил Попов, CEO TalkBank.
Таблица 2. Функциональность ботов российских банков
В салонах связи «МегаФон» появилась возможность осуществлять мгновенные денежные переводы «Золотая корона» по России и в страны ближнего зарубежья, говорится в совместном пресс-релизе компаний.
«На денежные переводы „Золотая корона в сети „МегаФон Ритейл действует специальное предложение — тариф 0% на денежные переводы в страны ближнего зарубежья, отправленные в валюте, отличной от валюты получения (доллары США, евро, национальная валюта). По остальным направлениям действуют тарифы: 1,5% — для переводов по России на сумму до 100 тысяч рублей, 1% — в страны ближнего зарубежья», — отмечается в сообщении.