Русские купили «Аську»
Корпорация AOL сообщила о продаже системы обмена мгновенными сообщениями ICQ. Покупателем выступил инвестирующий в интернет-проекты российский фонд Digital Sky Technologies, акционерами которого являются предприниматели Юрий Мильнер, Грегори Фингер и Алишер Усманов. За $187,5 млн DST приобрел 100% акций ICQ. Гендиректор AOL Тим Армстронг заявил, что рад за ICQ, которая нашла для себя новый «достойный дом».
В тендере по продаже ICQ также принимали участие южно-африканская Naspers (владеет блокпакетом акций Mail.ru), китайская Tencent Holdings, чешская Seznam и российский «Рамблер». Предложение вступить в переговоры о покупке сервиса делалось и «Яндексу», но, по словам его представителя Очира Манджикова, компания не стала принимать в них участие. Примечательно, что недавно Tencent приобрела за $300 млн 10,2% привилегированных и 0,51% голосующих акций DST. «Фактически, деньги на приобретение ICQ фонд DST получил от другого участника тендера», — объясняет гендиректор компании «Медиамир» Михаил Гуревич. В DST уточнили, что покупка ICQ финансируется из собственных средств, но данная сделка не связана с получением инвестиций от Tencent.
Сервис ICQ был создан в 1996 г. израильской компанией Mirabis, спустя два года он был продан корпорация AOL за $287 млн, создавшей для управления им отдельную компанию ICQ со штаб-квартирой в Израиле. По данным СomScore, сервис имеет 32 млн уникальных посетителей в месяц, из них 80% проводят в ICQ не менее 5 часов в сутки. ICQ предоставляет программы-клиенты для Windows, Mac OS, мобильных платформ Java2Me и iPhone, а также веб-клиент ICQ2Go. С начала 2000-х годов сервис стал зарабатывать на размещении рекламы, однако финансовые показатели компания не раскрывает.
Несмотря на то, что изначально создатели ICQ не продвигали его среди российских пользователей, сервис еще с концах 90-х годов стал самым популярным в России. А в настоящее время Россия является лидером по использованию ICQ в мире. По данным самой компании, ежемесячная аудитория сервиса в России составляет 18,5 млн, ежедневная — 8,8 млн, каждый день отправляется 700 млн сообщений. На втором месте — Германия с 9 млн клиентов в месяц. Гендиректор DST Юрий Мильнер надеется, что за счет значительной базы лояльных пользователей ICQ сможет укрепить свои позиции в России и странах Восточной Европы.
Российские порталы «Рамблер» и «Яндекс» уже имеют свои ко-брендинговые версии клиента. В 2008 г. на рекламе в своей версии ICQ «Рамблер» заработал $6 млн. Представитель DST сообщил CNews, что сотрудничество с этими порталами будет строиться на «коммерческой основе». «У нашего агентства Index.20 эксклюзивный контракт с ICQ на продажу рекламы в России до 2017 г., и мы уверены, что наше взаимодействие продолжится», — говорит представитель «Рамблера» Константин Воронцов. В «Яндексе» говорят, что также готовы продолжать сотрудничество.
Между тем, большую популярность имеют альтернативные ICQ-клиенты. По оценкам экспертов, на которых ссылался гендиректор компании Элиав Моше, на них приходится 40% российской аудитории. Для Windows это, например, Miranda, Trillian, Qip (является российской разработкой), для Mac OS — Adium, для Linux — Pidgin, для Java2Me — Jimm. Кроме того, существуют альтернативные веб-и wap-приложения для ICQ, например, Meebo.com и Wapicq.info. Преимуществами их использования является возможность одновременной работы в различных IM-системах и отсутствие рекламы.
За время с момента покупки ICQ корпорация AOL инвестировала в сервис $120 млн, таким образом, потери AOL от владения ICQ составили $219,5 млн. «Расчеты AOL на рост аудитории сервиса не оправдались: в мире доля ICQ оценивается в несколько процентов, — отмечает экс-президент „Рамблера“ Антон Носик. — К томе же изначально AOL планировала заработать на платных ICQ-серверах для корпоративных пользователей, используя бесплатное общение между пользователями как демо-вариант, однако проект так и не был реализован».
Эксперты затрудняются предсказать, какое будущее ожидает ICQ после приобретения со стороны DST. «От российского менеджмента можно ожидать шагов, которые не приняты в интернет-сообществе, например, блокирование сторонних ICQ-клиентов, — рассуждает Носик. — Другое дело, что DST и так уже обладает значительной аудиторией сервисов мгновенного общения: соответствующие приложения и веб-клиенты есть у Mail.ru („Mail.ru-Агент“), „Одноклассников“, „ВКонтакте“ (все эти сервисы в различной степени подконтрольны DST), а произвести интеграцию между ними не так-то просто». Например, AOL в 2003 г. сделала ICQ совместимой с собственным сервисом мгновенного общения AOL Instant Messenger (занимает 35% долю в мире), однако к росту популярности ICQ это не привело.
Аудитория некогда популярного мессенджера ICQ продолжает сокращаться. В предварительном финансовом отчёте Mail.Ru Group за 2013 год отмечается, что в минувшем декабре у ICQ насчитывалось лишь 11 млн пользователей по всему миру и 6,7 млн в России.
Для сравнения, годом ранее, в декабре 2012-го, мировая аудитория ICQ составляла 15,9 млн человек, а российская — 9,8 млн. Причём падение показателей наблюдается уже не первый год: в декабре 2011-го у ICQ ещё было целых 27 млн международных пользователей и 15,7 млн российских. А в 2010 году мессенджер достался Mail.Ru Group с 42-миллионной мировой аудиторией и имел 18,5 млн пользователей в России.

Не лучше обстоят дела и у фирменного сервиса компании. По сравнению с декабрём 2012 года Агент Mail.Ru потерял 4,4 млн пользователей: в декабре 2013-го его аудитория составила 18,8 млн человек по всему миру, что, впрочем, всё равно больше, чем у ICQ.
Не последнюю роль в падении популярности классических мессенджеров играет широкое распространение социальных сетей, которые сегодня становятся основной площадкой для общения. С другой стороны ICQ теснят новые сервисы обмена сообщениями типа WhatsApp — аудитория последнего насчитывает сегодня более 450 млн человек, так что социальная сеть Facebook даже соблазнилась его купить, заплатив за это $16 млрд.